Всем привет. Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с бумажной волокитой. «Господство канцелярии» или вся административная власть.
Органы, издающие приказы и указания или люди, в распоряжении которых находится вся управленческая структура.
Другими словами, что такое бюрократия простыми словами.
Коротко о главном
Образно говоря: бюрократия – это система документирования, где нет ничего лишнего и каждый реквизит архиважный.
По бюрократическому принципу оформляются все официальные бумаги:
- справки;
- выписки;
- договора;
- контракты.
При возникновении спорных моментов (в суде или на неофициальных разборках). Грамотно составленный документ является весомым аргументом в пользу его обладателя.
Сравнивая два понятия
Нередко проводят параллель между бюрократией и демократией. Здесь есть свои особенности:
Определение:
- Д – это форма правления для правительства, выбранного народом;
- Б – это система управления, внедренная чиновниками.
Основные рабочие моменты:
- Д – издают законы;
- Б – разрабатывают правила оформления.
Власть:
- Д – принадлежит народу;
- Б – находится в руках администрации.
Объясняя проще, можно сказать, что бюрократия – понятие комплексное, элементы которого встречаются во всех формах правления, включая и демократию.
Ролевое участие
Нередко, слово бюрократия воспринимается с негативным подтекстом (возня, проблемы, трудности, затягивание процесса, т.д.).
При этом сам бюрократический принцип позволяет избежать много проблем как в настоящем, так и в будущем.
Он стоит на защите прав граждан и борется с несправедливостью:
- Изобличает обманщиков (нелегальное получение документов, справок о здоровье).
- Раскрывает мошенническую схему (незаконные объединения, нелегитимные организации, пр.).
- Нивелирует всевозможные риски (при оформлении кредитов, долговых обязательств, др.).
Доскональный учет каждого элемента в документе избавит от трудностей.
Классификация, типы, особенности
Традиционно понятие бюрократии рассматривают в трех ипостасях:
- Классика – просматривается четкая иерархия. Во главе находится грамотный, опытный специалист. Ниже стоят заместители и рядовые исполнители (возможны промежуточные должности). Обращение в организацию идет ступенчато (снизу-вверх). Процесс затягивается. Вопрос теряет актуальность. Пример – государственное министерство (любое).
- Профи – иерархия имеет ограниченное число ступеней. Главный управляющие выполняет свои обязанности и делегирует полномочия специалистам узкого профиля. Каждое звено работает обособлено в своем направлении, на общее благо. Пример – муниципальная (частная) клиника, школа, детский сад, т.д. Высокие траты на подготовку кадров – заметный минус профессиональной схемы бюрократии.
- Адхократия – гибкая управленческая схема.Четкой иерархической лестницы нет. Каждый участник системы выполняет функции управленца и исполнителя, что дает оперативный ответ на рабочий вопрос. Пример – адвокатская контора, исследовательская группа, др.
Негативные моменты
Среди недостатков системы отмечают:
- Обилие бумаг, заполнение которых требует особой внимательности. Нередко волокита затягивает решение проблемы. Встречаются варианты «имитации» активной деятельности. Например, учителя вместо обучения детей, прописывают рабочие планы, отправляют тоннажи бумаг в вышестоящие органы.
- Трата времени, сил, ресурсов. Оформление каждого документа занимает немало времени (простоять в очереди, собрать нужные копии, проверить написание каждой бумаги, т.п.). К примеру, практика каждый год инвалиду доказывать свою группу сохранилась и поныне.
- Коррупция – оперативное решение вопроса требует определенного финансового вливания. Заплатил – получил ответ быстрее. Если иерархическая лестница высокая, то цена может заметно увеличиться.
Целью системы было облегчение жизни и защита людей из народа. Современные реалии извратили понятие бюрократии.
Стремление к идеалу
Бюрократия, как идеальный инструмент управления, может состояться, если будут поддерживаться принципы:
- Наличие четкой структуры подчинения.
- Центральное управление в руках законной власти.
- Каждое звено цепи отвечает за свои действия и за работу подчиненных.
- Решение узких вопросов будет отдано компетентным узкоспециализированным сотрудникам.
- В основе работы всей цепи лежит единый должностной регламент.
Бюрократия гарантирует соблюдение порядка.
Подписывайтесь на канал, будьте в курсе новостей и узнавайте интересные факты в первых рядах.