Всем привет! Давайте рассмотрим ситуацию. Предположим, вы приходите на фондовый рынок и решаете, что пришло время купить несколько акций.
Однако как выбрать акцию для инвестирования? Компаний много, а вы – единственный. Попробуем разобраться.
Вы можете начать с выбора отрасли, в которую хотели бы инвестировать. Это могут быть металлы, розничная торговля, нефть и газ, телекоммуникации и пр.
Если вы уже формируете инвестиционный портфель, выбирать следует несколько направлений.
Поступив так, у вас получится защитить свои инвестиции, если в одном из секторов что-то пойдет не так.
Как только это определено, круг сужается. Теперь пришло время решить, какие именно акции покупать.
Это означает оценку многих компаний по различным критериям и выбор тех, которые лучше, перспективнее и лучше соответствуют вашим целям.
Это займет некоторое время, но зато придаст уверенности, что деньги будут работать и приносить доход. Существует множество критериев для выбора компаний.
Мы сосредоточимся на самых основных из них.
Финансовое положение
Все компании, акции которых котируются на финансовой бирже, обязаны давать отчет о своей работе перед акционерами. Состояние компании демонстрируют ее финансовые отчеты.
Их компании размещают их на своих сайтах каждый квартал (каждые три месяца), а также подводят годовой итог.
Отчеты показывают, сколько зарабатывает компания, размеры ее долгов, сколько она продает своей продукции, ее затраты на производство и пр.
Самыми основными показателями, на которые следует обратить внимание, является выручка, чистая прибыль, EBITDA и капитал.
Успешная компания должна быть прибыльной, а ее выручка, EBITDA и капитал показывать рост.
О дивидендах
Проверьте, выплачивает ли компания дивиденды. Если да, то сколько. Информация об этом находится в дивидендной политике компании.
Тут можно понять периодичность выплаты компанией дивидендов из прибыли и их размер.
Вы также можете понять, насколько велики будут выплаты, исходя из дивидендной доходности. Она показывает, сколько денег вы получите за каждую акцию и насколько это справедливо по отношению к цене.
Этот показатель рассчитывается следующим образом: общую сумму дивидендов на акцию за год делят на стоимость акции и умножают на 100. Полученную дивидендную доходность можно выразить в процентах. Чем они больше, тем лучше. Как правило, дивидендная доходность компании составляет от 2% до 12%.
Ликвидность
Это скорость, с которой вы можете купить или продать акции компании на рынке. Ликвидность может быть высокой, средней или низкой.
Если ликвидность низкая, вы можете оказаться в ситуации, когда вы хотите продать или купить акцию, но не можете сделать это по хорошей цене и будете вынуждены отдать больше денег.
Как правило, акции с низкой ликвидностью – так называемые акции третьего эшелона – выпускаются небольшими компаниями и не пользуются большим спросом.
Ценные бумаги первого эшелона – так называемые «голубые фишки» – характеризуются высокой ликвидностью.
Наиболее ликвидные акции, как правило, включают в индексы фондового рынка.
О потенциале роста ценных бумаг
Если в ваших планах – зарабатывать больше, чем просто дивиденды, обратите внимание на стоимость акций и потенциал их роста.
Прогнозами роста курса акций, обычно занимаются инвестиционные компании и аналитики.
Это также известно как целевая цена – ожидаемая стоимость ценной бумаги в будущем. Чаще всего она измеряется в процентах.
К примеру, компания X стоит сейчас 800 руб., а ее целевая цена через шесть месяцев составляет 1 000 руб. Это означает, что через шесть месяцев цена может вырасти примерно на 200 руб., или на 25%.
Сюда же можно отнести волатильность – степень изменения стоимости за обозначенный период времени. К примеру, акции компании X имели высокую волатильность в течение последнего года.
Это означает, что цена акции постоянно падает и снова поднимается. Если вы планируете покупать акции на длительный срок, этот показатель не так важен для вас.
Но если вы планируете зарабатывать деньги на разнице в цене покупки и продажи акций в короткий период времени, то волатильность будет вам полезна.
О потенциале роста бизнеса
В отчетах можно увидеть, является ли успешным бизнес компании. Степень успеха отражает также стратегия компании. Так называют планы компании на ближайшие годы.
Обычно компания делится своими планами в презентациях с инвесторами. С ними можно ознакомиться на веб-сайте компании.
В стратегии компания, как правило, указывает, на сколько она планирует увеличить прибыль, сколько она планирует продать, сколько денег она планирует инвестировать в рост, будет ли она выплачивать дивиденды, будет ли она вводить новые продукты и много других интересных вещей.
Например, дела компании идут плохо, и цена ее акций недавно упала. Но в конце года компания объявляет о своей новой стратегии.
В ней говорится о том, как компания думает решать проблемы, как она будет расти, и зарабатывать больше денег. Это неплохой знак.
О мультипликаторах
Вы также можете посмотреть на мультипликаторы. Они являются показателями эффективности работы компании.
Мультипликаторы сравнивают различные финансовые параметры, о которых мы упоминали в первом пункте.
Используя эти показатели, можно понять, насколько объективно компания оценена на фондовом рынке. Это означает, что ее акции не слишком дороги.
С помощью мультипликаторов, инвесторы часто ищут недооцененные компании – те, чьи акции стоят на фондовом рынке гораздо дешевле, чем должны стоить.
В то же время недооцененные компании покупаются в надежде, что цена их акций в будущем вырастет.
Если другие инвесторы видят перспективность компании и начинают покупать ее ценные бумаги, их стоимость в будущем увеличится.
Основными мультипликаторами являются P/E, DEBT/EBITDA, ROE, EV/EBITDA, P/BV, P/S.
На сегодня это все.
Подпишитесь на обновления, прокомментируйте статью, оцените ее. Поделитесь этой информацией со своими друзьями в социальных сетях.
До скорой встречи!