Привет всем подписчикам и читателям блога. Избежать проблем с законом и защитить бизнес поможет комплаенс контроль.
Что это простыми словами и как работает система – тема представленной статьи.
Особенности системы контроля
Комплаенс – это особый механизм координации, призванный перестроить работу предприятия в соответствии с требованиями законодательства.
Процесс охватывает:
- организацию управления;
- документооборот в компании;
- внутренние правила фирмы;
- меры и процедуры контроля.
Условно комплаенс разделяют на две функциональные подгруппы:
- Система на опережение (позволяет предотвратить нарушения) – комплекс мер для анализа деятельности предприятия и выявления несостыковок с нормативами.
- Система быстрого реагирования (позволяет выяснить причины существующих проблем) – механизмы внутреннего и внешнего аудита для установления фактов несоответствия.
В результате проверки можно:
- Предотвратить нарушения законодательства (коррупция, мошенничество, хищения, пр.)
- Выявить факт совершенного преступления. Выстроить по нему причинно-следственную связь.
- Устранить слабые места бизнес-проекта.
- Защитить компанию от преступных действий со стороны ее сотрудников или сторонних контрагентов (искажение финотчетов, взяточничество, присвоение дохода, т.д.).
- Сохранить коммерческую тайну.
- Обезопасить руководство.
- Снизить количество внешних аудитов.
- Повысить имидж компании.
Работа выстраивается в соответствии с международными и российскими стандартами, с учетом рекомендаций надзорных органов.
Классификация систем контроля
Комплаенс разделяют на более чем 140 подвидов. Развитие получили:
- Антикоррупционная система нацелена на борьбу со взяточничеством.
- Механизм для контроля финансовых сделок (антифрод-комплаенс).
- Антимонопольный режим для предотвращения объединения в монолитную организацию.
- Налоговый контроль для уплаты пошлины по закону.
- Санкционная система контроля позволяет вести бизнес на различных континентах в странах с особыми требованиями.
В каждой сфере комплаенс работает по своей схеме и ему характерны свои особенности.
Понятно на примере
Общепринятыми считаются несколько традиционных практик:
- Корпоративная этика – отображает стандарты поведения коллег, приоритеты компании, нормы и обязанности сотрудников, т.д.
- Тенденция дарения подарков, пригласительный марафон – позволяет разграничить понятия «дарение» и «взяточничество». Система контроля позволяет ограничить стоимостный показатель.
- Этновопрос – нацелен на регулировку этнических проблем, конфликта интересов, межличностные преткновения, т.д.
- Система контроля инвестиций – позволяет регулировать движение активов (запрет на «шорт»-схемы или открытие позиций «лонг», др.).
Полезная работа
Прибегая к комплаенс можно выяснить:
- Платежеспособность контрагента, его правоспособность (возможности партнера выплатить все в срок и в полном объеме).
- Мошенническую схему (нелегитимные сделки, договоры с нарушениями, т.д.).
- Размер налоговых рисков и их рациональный предел.
Работа в системе комплаенса идет поэтапно:
- Сбор информации (официальные источники) – корпоративная литература (включая бухгалтерскую, юридическую, управленческую, пр.)
- Изучение социального контента (неформальные источники) – фирменный сайт, страницы в различных соцсетях, комментарии к источникам, пр.
- Обзор списка партнерских банков.
- Правовая экспертиза пакета данных.
По итогу проделанной работы:
- Формируют отчет.
- Рассматривают возможность сотрудничества.
- Заключают сделку или подыскивают другого партнера.
Единого механизма комплаенс не предусматривает. Каждая сфера нуждается в корректировках.
Внедрение комплаенса в компанию идет сразу по всем структурам, включая:
- бухгалтерию;
- юротдел;
- технологический отдел;
- администрацию, др.
Комплексное изучение информации позволяет выявить проблемные участки и зоны. Особое внимание уделяется вопросу партнерства с контрагентами.
Решение о сотрудничестве, сопровождение всей процедуры, и, как итог, заключение сделки – важнейший пункт в системе контроля.
Преимущества и недостатки системы
Внедрение механизма комплаенса повышает уровень благосостояния предприятия:
- Руководитель меньше беспокоится о мелочах, концентрируется на основной бизнес-идее и ее продвижении/развитии.
- Сотрудники работают на результат.
- Издержки на сторонние бизнес-процессы заметно снижаются.
- Экономятся ресурсы (время, деньги, силы).
- Открываются новые перспективы и возможности для развития бизнеса.
Негативная сторона:
- Риск превратить систему контроля в бюрократический аппарат, тормозящий нормальную работу предприятия.
Настройка комплаенс-системы обезопасит компанию от возможных рисков в настоящем и будущем.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, с нами вы не пропустите новую полезную информацию.