Онлайн Банкир
Сервис подбора финансовых продуктов
Лого OnlineBankir.ru

Что такое комплаенс контроль, для чего он нужен

Привет всем подписчикам и читателям блога. Избежать проблем с законом и защитить бизнес поможет комплаенс контроль.

Что это простыми словами и как работает система – тема представленной статьи.

Особенности системы контроля

Комплаенс – это особый механизм координации, призванный перестроить работу предприятия в соответствии с требованиями законодательства.

Процесс охватывает:

  • организацию управления;
  • документооборот в компании;
  • внутренние правила фирмы;
  • меры и процедуры контроля.

Условно комплаенс разделяют на две функциональные подгруппы:

  • Система на опережение (позволяет предотвратить нарушения) – комплекс мер для анализа деятельности предприятия и выявления несостыковок с нормативами.
  • Система быстрого реагирования (позволяет выяснить причины существующих проблем) – механизмы внутреннего и внешнего аудита для установления фактов несоответствия.

В результате проверки можно:

  1. Предотвратить нарушения законодательства (коррупция, мошенничество, хищения, пр.)
  2. Выявить факт совершенного преступления. Выстроить по нему причинно-следственную связь.
  3. Устранить слабые места бизнес-проекта.
  4. Защитить компанию от преступных действий со стороны ее сотрудников или сторонних контрагентов (искажение финотчетов, взяточничество, присвоение дохода, т.д.).
  5. Сохранить коммерческую тайну.
  6. Обезопасить руководство.
  7. Снизить количество внешних аудитов.
  8. Повысить имидж компании.

Работа выстраивается в соответствии с международными и российскими стандартами, с учетом рекомендаций надзорных органов.

Классификация систем контроля

Комплаенс разделяют на более чем 140 подвидов. Развитие получили:

  • Антикоррупционная система нацелена на борьбу со взяточничеством.
  • Механизм для контроля финансовых сделок (антифрод-комплаенс).
  • Антимонопольный режим для предотвращения объединения в монолитную организацию.
  • Налоговый контроль для уплаты пошлины по закону.
  • Санкционная система контроля позволяет вести бизнес на различных континентах в странах с особыми требованиями.

В каждой сфере комплаенс работает по своей схеме и ему характерны свои особенности.

Понятно на примере

Общепринятыми считаются несколько традиционных практик:

  • Корпоративная этика – отображает стандарты поведения коллег, приоритеты компании, нормы и обязанности сотрудников, т.д.
  • Тенденция дарения подарков, пригласительный марафон – позволяет разграничить понятия «дарение» и «взяточничество». Система контроля позволяет ограничить стоимостный показатель.
  • Этновопрос – нацелен на регулировку этнических проблем, конфликта интересов, межличностные преткновения, т.д.
  • Система контроля инвестиций – позволяет регулировать движение активов (запрет на «шорт»-схемы или открытие позиций «лонг», др.).

Полезная работа

Прибегая к комплаенс можно выяснить:

  • Платежеспособность контрагента, его правоспособность (возможности партнера выплатить все в срок и в полном объеме).
  • Мошенническую схему (нелегитимные сделки, договоры с нарушениями, т.д.).
  • Размер налоговых рисков и их рациональный предел.

Работа в системе комплаенса идет поэтапно:

  • Сбор информации (официальные источники) – корпоративная литература (включая бухгалтерскую, юридическую, управленческую, пр.)
  • Изучение социального контента (неформальные источники) – фирменный сайт, страницы в различных соцсетях, комментарии к источникам, пр.
  • Обзор списка партнерских банков.
  • Правовая экспертиза пакета данных.

По итогу проделанной работы:

  1. Формируют отчет.
  2. Рассматривают возможность сотрудничества.
  3. Заключают сделку или подыскивают другого партнера.

Единого механизма комплаенс не предусматривает. Каждая сфера нуждается в корректировках.

Внедрение комплаенса в компанию идет сразу по всем структурам, включая:

  • бухгалтерию;
  • юротдел;
  • технологический отдел;
  • администрацию, др.

Комплексное изучение информации позволяет выявить проблемные участки и зоны. Особое внимание уделяется вопросу партнерства с контрагентами.

Решение о сотрудничестве, сопровождение всей процедуры, и, как итог, заключение сделки – важнейший пункт в системе контроля.

Преимущества и недостатки системы

Внедрение механизма комплаенса повышает уровень благосостояния предприятия:

  • Руководитель меньше беспокоится о мелочах, концентрируется на основной бизнес-идее и ее продвижении/развитии.
  • Сотрудники работают на результат.
  • Издержки на сторонние бизнес-процессы заметно снижаются.
  • Экономятся ресурсы (время, деньги, силы).
  • Открываются новые перспективы и возможности для развития бизнеса.

Негативная сторона:

  • Риск превратить систему контроля в бюрократический аппарат, тормозящий нормальную работу предприятия.

Настройка комплаенс-системы обезопасит компанию от возможных рисков в настоящем и будущем.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, с нами вы не пропустите новую полезную информацию.

Оценка материала
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Комментарии к статье: 0
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.